Размышления по поводу элитного образования
 
Одни родители увозят своих детей в английские школы, считая английское образование элитным. Другие родители, возвращаются со своими детьми в Россию, считая английское образование неполноценным для формирования и развития русских детей. А как же родителям сделать выбор среди огромного количества русских и английских школ? Образование любой страны ОБРАЗовывается (формируется) на соответствующем языке и является фундаментом государства. Английское ОБРАЗование ОБРАЗовывается (формируется) на английском языке - это хорошо для русских детей, с точки зрения освоения языка, так как язык входит очень быстро в жизнь русского ребенка через игры с англоговорящими детьми, через полноценное с ними общение. Без репетиторов, без многочасовых высиживаний за столом, без зазубриваний. Но, английское образование формируется на английских образах, задает английский менталитет и служит во благо Английскому государству. После освоения английского языка у ребенка начинается процесс социализации. И важно на каком языке он происходит. Русский человек способен быть англичанином? Но ведь ребенку нужно не только развиваться, но и войти в процесс становления. Став кем-то, человек чувствует потребность – служить своими делами. А кому и где?
 

Где родился, там и пригодился…
 
Жизнь показывает, что русский ребенок, сформировавшись в английской среде, не способен вписаться в социум русской жизни. Но многие все равно стараются из русских превращаться в англичан, американцев, забывая пословицу «Где родился, там и пригодился». Каждый при РОЖдении получает свои ДАРы:

  • РОД;
  • РОДителей;
  • РОДню;
  • РОДину.

 
А где же полноценно сформироваться русским детям? Русский менталитет формируется на русском языке, на русской культуре, в русской среде.
Нас много на планете Земля и все мы разные. Не лучше, не хуже – мы разные! Русский менталитет- это неисчерпаемая глубина, которая отличает нас от Европейской, Американской и Восточных культур. Я не идеализирую русского человека, я хочу сказать о его индивидуальности. И поэтому нельзя стандарты других стран насаждать на русский менталитет.

 

Особенности русского менталитета уникальны, потому что формируется он на уникальности русского языка. Словарный запас русского языка насчитывает около 5 000 000 слов. Это богатейший язык! И прежде всего мы должны научиться ценить свое богатство и свое достояние. Ибо, не научившись ценить свое, мы не способны с уважением относиться к другому. В русский язык разными путями вмонтировано много иностранных слов, которые разрушили цельность языка, а значит цельность понимания. Теряем слово - беднеем в смыслах. Информации стало много, - понимания мало.
 

 
В основе системы образования – родной язык, язык ментальности народа
 
Система образования – это основа, это фундамент любого государства. И мы должны не только понимать, но нести ответственность за эту основу, за этот фундамент, на которых "стоять" ребенку всю жизнь. И мы осознаем, что фундаментальная матрица детей создается под  руководством взрослых. Материалистическая философия прошлого века  привела к материально-ориентированному образованию. Поэтому сегодня очень много экономистов, банкиров, финансистов, юристов...... и очень мало учителей, философов.

 

Изучая системы образования других стран, я пришла к выводу, что нет и быть не может суперсистем, суперпрограмм в других странах для русских детей, которых нужно подгонять под «чужие» образовательные стандарты. Русским детям нужна хорошая русская система образования. Все люди по биомеханике, анатомии, физиологии одинаковы, разные только в ЯЗЫКе и КУЛЬТУРе. А это зерно - суть каждого из нас. Потому что ЯЗЫК формирует мозг человека, менталитет. А культура задает образ жизни.

 

Язык русский урезался с 49 букв. Кирилл и Мефодий убрали 5 букв; Ярослав Мудрый еще 1; Петр I сократил до 38 букв; Николай II до 35 букв; Луначарский - до 31 и убрал образы букв, ввел фонемы. Поэтому появилось много пустоты в Родном языке, а вместе с этой пустотой языка, появилась и пустота в уме. Но свято место пусто не бывает… Это место стало чем-то заполняться. Убрав  образы букв, ЯЗЫК стал безОБРАЗным. Без ОБРАЗов ребенок мир воззревает, включает ум и получает мировозрение. Через ОБРАЗы – мир воспринимает, включает чувства и получает мировосприятие. «Человек, имеющий мировосприятие – без очей, зряч. А имеющий мировоззрение с очами – слеп», - так говорили наши бабушки. Словарный запас стал невелик. В Советское время дети знали 3 000 - 5 000 слов. Сегодня от 300-500 слов. Чем примитивнее Язык, тем примитивнее мышление.

 

Главным местом, где происходит образование и становление человека, есть Школа. Образованный человек – это человек, который обретает ОБРАЗ. Именно ОБРАЗы помогают открывать суть вещей в этом мире, познавать его, удерживать ценности и ориентиры, иметь цель и притворять её в жизнь, открывая свой Путь. Путь, который состоит не в подражании другим, а в открытии своей сути, своих талантов, своих способностей.

 

Так что же такое школа?
 
Слово ШКОЛА в переводе с греческого означало Место, где собирались дети, общались между собой в танцах, песнях, музыке, живописи, скульптуре, в познании разных наук. И в разряд первостепенных дисциплин ставились те, которые оказывали влияние на чувства детей. Очень давно люди знали, что система органов чувств – это система, которая обеспечивает получение и первоначальную обработку информации. Зная это, люди заботились о ней, как о самой главной в познании себя и мира. В нашей школе через учебные программы детям представляется возможность целостно изучать мир, потому что все науки, а в том числе и все предметы школьной программы, вышли из этого мира, а не из какого-то другого. Между предметами в нашей Школе есть связь, через которую ребенку легко переходить от одного вида знаний к другому: от русского языка к литературе, истории; от математики к информатике; от биологии к химии… Через историю и археологию ребята осознают принадлежность к русскому народу, учатся писать свою личную историю, начинают понимать свой вклад в историю семьи, в историю страны. Погружение в мир русского языка открывает тайну русского слова, дает ключ к пониманию наук. Через живопись, музыку, танец, спорт, пение, - учатся выражать свои эмоции безопасным способом, открывая свои чувства.
 
Предметная (научная) деятельность осуществляется в нашей школе  через сдвоенные, строенные уроки. Детям должно быть понятно, что все науки исследуют, изучают происхождение этого мира и явлений в нем. Первый способ при изучении детьми этого мира через науки (предметы) – есть СЛОВО, которым пользуется учитель, а так же методы и приемы учителей. Цельная, объединенная методическая система учителей в школе за два месяца, с момента запуска образовательного процесса, дала результаты в изучении, познании предметов и вызвала у детей интерес к обучению. Мы осознаем: если в Школе ребенок не научится ничего понимать, творить, созидать, то и в жизни ему останется одно – копировать, подражать другим. О главном знании говорили русские Учителя человечества: «Много знаний нужных и важных, но самое главное Знание – есть Знание о себе, для того, чтобы знать, как жить» - Л.Н. Толстой.

 

 
В поисках смысла…
 
Сегодня русская система воспитания и образования переживает нелегкие времена обновления организационных структур, переход от педагогического воздействия к взаимодействию, к педагогике сотрудничества. Переход к другой педагогике означает обновление всех сторон учебно-воспитательного процесса: его содержания, форм, методов, а что самое главное – психологии учителей, родителей, учеников: образа их мыслей, интересов и установок, отношения друг к другу.
 
Очень давно люди знали и понимали, что их будущее, будущее страны зависит от подрастающего поколения, в чьи руки перейдет наследие страны, и насколько молодежь способна это принять, не разбазаривая на весь мир, а приумножая. Поэтому в процесс образования раньше люди вкладывали много ума, души и физических сил, потому что знали: что посеешь – то пожнешь.
 
Для обеспечения полноценного становления молодого поколения нашей страны, сегодняшние дети должны образовываться в России и обладать здоровьем, сознательностью, творческой активностью. «Мыслящий и творящий человек – есть мера всему. Он явление свыше» - утверждал В.И. Вернадский.
 
Поиск смысла содержания образования в нашей школе породил процессы, в результате которых возникло множество разнообразных образовательных программ. Их характерной особенностью явилось то, что образовательное пространство Школы стало наполняться продуктами творческой деятельности учителей, учеников, родителей.
 
Улучшение образования в России – дело всех нас. От каждого требуется немного: жить по законам ЧелоВеков и освещать свой Путь разумностью, пониманием происходящего в стране и мире, терпением, добром и стремлением к лучшей жизни. Главное - надо творить, созидать от Души, а остальное - это профессиональное мастерство, материальный достаток, душевный и духовный настрой, благоприятные отношения в коллективе - нарабатывается умом, трудом и творческим приложением сил. И первыми, кто идет сегодня по дороге преобразования в Школе, – это УЧИТЕЛЯ! Учителя сопровождают детей на всем школьном Пути, помогая им задавать направление собственной Дороги. И от этого у меня возникла необходимость перемен в подготовке Учителей: в их психологической, творческой и жизненной сферах. Такая ориентированность дала новую философию для Школы, видение дальней перспективы, открытие Учительских талантов.
 
 
Основа концепции школы
 
При создании школы в основу концепции мной было заложено самое дорогое, что есть у каждого из нас, то что мы желаем друг другу в будни и праздники , и то, чего не хватает нашим детям сегодня, – ЗДОРОВЬЕ! А здоровье – это соединение (совокупность) интеллектуальных, физических, психических и Духовных способностей ЧелоВека! И чтобы эти способности открывались у детей, им необходимо овладеть способами, которые помогут исследовать, познать себя, мир вокруг и найти свое место в жизни.
 
Для этого детям необходимо войти в процесс, в котором происходят закономерные изменения: переход от простого к сложному, от меньших достижений к большим, от низшего уровня восприятия к высшему…. Такой процесс называется Развитие. Поэтому Школа в своем названии «РАЗВИТИЕ» имеет отражение данного процесса. Многообразный колорит народов вокруг нас огромен и каждый со своим языком, культурой. Всё это влечет к познанию, изучению, пониманию, уважению. Наша школа – Международная - открыта для сотрудничества со школами других стран, для взаимообмена опытом, для познания языков и культуры. Основная задача школы – многогранный подход к ребенку. В школе создаются условия для благоприятного психологического климата. Семья и Школа ответственны за раскрытие способностей детей и их становление. Школа имеет позицию Просвещения, способна проливать свет на самое главное, с чего начинается любой процесс – это отношения. Потому что, если у детей не сложатся отношения с родителями, учителями , … то что же тогда может сложиться у них в дальнейшей жизни? Школа, помимо основных образовательных программ, разработала и дополнительные программы по основам человеческого взаимодействия, коммуникации участников образовательного процесса:
 

  • «Семья и Школа»;

  • «Родители и Дети»;

  • «Учитель и Ученик».

 
Наш школьный процесс прозрачен и понятен как для учителей, учеников, родителей, так и для общества в целом.  Школа осуществляет также процесс ВОСпитания.
 

Воспитание – это возвышенное питание. А питание чего?
 

           1) Ума!

Чем питается ум ребенка? – Информацией. А информация – это слово, это-символ, выражающий ОБРАЗы, вокруг которых «ОБРАЗовывается» процесс ОБРАЗования. Информация через образы переходит в знания. Информация может быть полезной для развития ребенка, тогда она переходит в полезные и важные знания, вводит ребенка в процесс Развития.
И наоборот: информация может быть вредной, разрушающей, тогда она переходит во вредные знания и вводит ребенка в противоположный процесс – деградацию.

 
Школа и семья несут ответственность за информацию, которую получают дети со всех источников как в школе, так и дома. Все, что есть в окружении детей, хотим мы этого или нет, переходит в их жизнь. Значит, надо заботиться о чистоте среды, в которой находятся дети.
 

          2) Физического тела

 
Чем питать тело ребенка?

♦ Чистым воздухом. Расположение школы на берегу моря, в курортной зоне – позволяет это делать;

♦Дыхательными упражнениями. С 8:00 до 8:35 ежедневная йога для детей и учителей;

♦Двигательной активностью. Каждый день с 16:45 до 17:45 - занятия физической культурой и спортом,что позволяет каждому ребенку снять напряжение за пройденный день и улучшить свои достижения в физическом развитии;

♦Полноценной едой. Отработано меню, дети питаются полноценно через каждые 3 часа;

♦Водой. Соблюдается водно-питьевой режим. Детям известно, что мозг работает на воде
 

          3) Души (психики)

 
Чем питать психику детей? Чувствами, красотой, добром!
 

Чтобы у детей открывались, развивались чувства: доброжелательность, душевность, сочувствие, сострадание, необходимо, чтобы их это окружало и в семье, и в школе. Чтобы росло в детях чувство любви, необходимо взрослым сеять семена любви. А каждый может посеять только то, что сам имеет.
 
И если сегодня в детях проросли семена агрессивности, злобы, ненависти, нежелание учиться, значит, их кто-то когда-то посеял.
 
«Что посеешь – то пожнешь». Хотим другого урожая? Давайте сеять другие семена – семена Любви! Но, любви не за «5», не за хорошие рисунки, не за вымытые ручки (это хорошие привычки!), а любить просто потому, что ребенок - это Дар свыше. И нам повезло: мы можем прикасаться к этому Дару и сопровождать его на школьном Пути становления.
 

            4) Духа!

Чем питать Дух ребенка? Любовью! Добрыми делами.
 
Чтобы дела добрые делать, необходимо открытие способностей и при помощи их творить ДОБРО в этом мире.
 
Любить детей удобных, которые не перечат родителям, смирно сидят на уроках, беспрекословно слушаются, а еще и оценки отличные получают, - много ума и сил не надо. Но есть ещё и те, кто потерял интерес к учебе, кто не хочет идти в школу .Надо набираться терпения, ума, сил для служения детям.